Жажда аншлага

В Москве прошел первый день Moscow Ticketing Forum

Место для проведения форума организаторы выбрали подходящее. «Открытие Арена» – стадион, билеты на который продаются лучше всего в стране (средняя посещаемость домашних матчей футбольного «Спартака» в нынешнем сезоне – 30,6 тыс. человек). Форум разместился в ресторанах VIP-секторов, переоборудованных под конференц-залы. А еще площадка подарила участникам форума дополнительное шоу. Аккурат во время небольшой паузы в чаше стадиона начались учения: группа людей, изображающих болельщиков, заняла места на трибуне, зажгла пару файеров, после чего была окружена полицейскими. Через пару минут замешательства, по залу разнеслась просьба не снимать происходящее, но было уже поздно.

Открылся форум выступлением генерального директора компании Ticket Soft Сергея Кравцова. Его небольшая презентация прошла при аншлаге. Кравцов не только познакомил со своей фирмой и выполненными проектами, но и поделился инсайдом: Континентальная хоккейная лига, как и Российская футбольная премьер-лига, готовит для клубов стандартный контракт на поставку билетных технологий. Глава Ticket Soft порекомендовал внимательно изучать условия этих договоров, так как они могут оказаться невыгодными для клубов. В зале в это время находились представители ХК «Динамо», ХК «Спартак», ХК «Амур» и ХК «Салават Юлаев». Очевидно, они приехали на форум не зря.

Поиск крайних

Основная программа форума проходила в другом зале. Никаких неожиданных шоу, все внимание аудитории на сцену, где представители всех сторон билетного рынка: организаторы мероприятий, агенты, айтишники и даже министерство культуры – говорили о наболевшем. И как-то так у них получалось, что внутри все тенденции положительные (новые технологии, автоматизация, улучшение взаимодействия всех звеньев цепочки продаж), а проблемы вызваны исключительно внешними факторами. Гендиректор Ponominalu.ru Михаил Минин сетовал на плохое распространение информации.

«Умерли почти все музыкальные издания, – начал он перечисление, –  Театральные издания рассчитаны на тех, кто уже и так ходит в театры, а не на широкие массы. Спортивные издания, скорее, наоборот критикуют саму идею похода на стадион, а лайфстайл отучает людей от платных мероприятий в пользу бесплатных, в пользу баров и просто прогулок по городу».

Второй большой проблемой Минин назвал качество продукта. «Не нашего», – оговорился он. Например, его удивляет восторженная реакция на появление большого количества точек с фастфудом на матчах баскетбольного ЦСКА в «Мегаспорте», ведь они, по мнению Минина, должны быть в обязательном порядке.

«Причина обеих проблем, – резюмировал Минин, – низкий горизонт событий. Когда мы научимся планировать, считать и оценивать инвестиции хотя бы на пять лет вперед, тогда наш рынок и будет расти не по 5%, а по 10–15% в год».

Генерального директора «Концерт.ру» Дмитрия Утяшева больше беспокоят проблемы с законодательством. По его словам, сейчас в России очень слабо регламентированы вопросы возврата билетов и налогообложения электронных продаж. Все это заставляет организаторов и операторов прибегать к лишним ухищрениям.

Закончилась дискуссия обсуждением работы с большими данными, которую все признали вопросом будущего, хоть и самого ближайшего.

Самый ненавидимый человек

Вообще выступлений, не содержащих серьезных откровений, на MTF было немало. Можно понять, когда формальной рекламной презентацией ограничиваются партнеры форума, но и часть представленных кейсов была малоинформативной. Например, в рамках сессии «Работа с болельщиками и организация продажи билетов на спортивные события» руководитель билетного отдела ХК «Динамо» (Москва) Денис Стариков рассказывал об абонементной программе клуба. Большую часть своей презентации он объяснял, что такое абонементы вообще, каких они могут быть видов и как посчитать скидку. И только в конце Стариков поделился конкретикой. В «Динамо» посчитали, что их абонементы сильно недооценены («Заплатив 15 тыс. рублей человек мог посетить матчей, включая плей-офф, на 50 тыс.»), и пошли на две непопулярные меры сразу. Подняли цены и оставили в пакетах только матчи регулярного чемпионата. Итог: абонементов было продано на 17% меньше, выручка от них в рублях выросла на те же 17%, а Стариков и его коллеги стали самими ненавидимыми людьми среди болельщиков «Динамо».

В похожем ключе прошло и выступление директора по продажам на внутреннем рынке Match Hospitality Анны Багровой, ответственной за программы гостеприимства чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций – 2017. Почти полчаса она рассказывала о пакетах, которые можно предлагать VIP-клиентам, важности дополнительных услуг и их разделения по категориям. Интереснее всего в итоге оказался вопрос ведущего, Кирилла Ларина.

– А может формировать пакеты гостеприимства, например, футбольный клуб «Тосно», который выступает не в премьер-лиге, а в первой лиге? – спросил Ларин, видимо не зная, что в этот же день совладелец клуба Максим Левченко пожаловался в фейсбуке на непомерные расходы , отсутствие спонсоров и периодически возникающее желание «спустить проект в унитаз».
– Конечно. Для клуба это вообще незатратно, всегда можно найти подрядчика, – ответила Багрова. – Если есть клиентская база, уже можно пробовать предлагать хотя бы минимальные пакеты.

Самым же интересным спортивным кейсом оказался разбор от неспортивной компании. Руководитель контакт-центра Ponominalu.ru Мария Нечитайло рассказала о своем опыте по возврату 20 тыс. билетов на отмененный из-за допингового скандала этап Кубка мира по биатлону в Тюмени.

Несколько грамотных ходов помогли оператору спасти свой колл-центр от критической перегрузки. Например, инструкции по возврату отправлялись не всем клиентам сразу: по итогам работы с первой частью базы письмо корректировалось, что снижало количество вопросов у получателей следующей волны рассылки и позволяло регулировать поток обращений. Подробности этого кейса читайте на сайте СБК в ближайшие дни. А Moscow Ticketing Forum продолжает свою работу и сегодня, 23 марта.

Текст: Дмитрий Христич

Похожие статьи