Волжские жемчужины

27.10.2016 | Статьи | Общеспортивная тематика | Образование и карьера, Инвестиции и финансы, Спортивные сооружения, Технологии, Управленческие решения, ЧМ по футболу 2018 | Россия, Нижний Новгород, Волгоград

Два стадиона ЧМ-2018, строящихся на берегу великой русской реки, объединяет не только Волга, но и принципы работы генподрядчика, соответствие богатой истории городов и опережающие темпы работы

28 марта 2014 года правительство России утвердило акционерное общество «Стройтрансгаз» генподрядчиком строительства стадионов к чемпионату мира – 2018 в Волгограде и Нижнем Новгороде. До сдачи обоих объектов в эксплуатацию осталось чуть больше года. СБК изучил ход строительства.

Судьбоносный шанс

С одной стороны, стадион для чемпионата мира по футболу – это крупный госзаказ и статусный проект. С другой – жесткая смета, невероятная ответственность и пристальное внимание. Сложно сразу сказать, стоят ли плюсы участия в строительстве тех сложностей, которые с ним связаны. Наверняка крупная компания, имеющая четвертьвековой опыт, огромное портфолио и заказы в разных странах мира, может спокойно зарабатывать, занимаясь другими проектами. Впрочем, заместитель генерального директора по строительству АО «Стройтрансгаз» Вячеслав Величко отметает любые сомнения.

«Для нас участие в подготовке к чемпионату мира – это больше, чем бизнес, – уверяет Величко. – Да, перед тем как подписать госконтракты, мы убедились в рентабельности проектов, но наша главная задача – оправдать доверие заказчика, доверие страны. Это вопрос репутации. Из 140 млн россиян половина болеет за футбол или следит за ним. И в 2018 году мы вместе со всеми будем гордиться своей страной, которая проведет один из самых ярких чемпионатов мира за всю историю. Судьба дала нам шанс поучаствовать в этой стройке, оставить свой след».

За этим эмоциональным объяснением скрывается внимательнейший подход к проекту. Система менеджмента качества – гордость «Стройтрансгаза», в компании этим занимается отдельное управление. А сам Величко – автор научных трудов по системам управления. Один из последних – книга «Практика управления строительными проектами».

Волгоград

В ноябре 2017-го первым из двух стадионов, возводимых «Стройтрансгазом», должна быть сдана в эксплуатацию арена в Волгограде. И пока оснований переживать за сроки нет.

 

32,967 млрд рублей – сумма госконтрактов на строительство стадионов в Волгограде и Нижнем Новгороде

 

Монолитные работы почти завершены, начат монтаж металлоконструкций и внутренних инженерных систем, вовсю идут внутренние работы на первом этаже. Не отстают от графика и объекты за пределами непосредственно стадиона: идет строительство входных групп, закончены наружные и внутриплощадочные инженерные системы: канализация трех типов, водопровод. Более того, некоторые работы ведутся с опережением.

«Работы над фундаментом пешеходной эстакады были запланированы на 2017 год. Но мы понимали, что там очень жесткий график, поэтому часть работ уже выполнили», – отчитывается директор стройки Сергей Камин.

Такой подход тоже в духе «Стройтрансгаза» и его руководства.

«Мой принцип: «План – закон, выполнение – честь, перевыполнение – долг», – чеканит Величко. – Понятно, что это советский лозунг, но меня воспитали именно так».

«Волгоград Арена» строится на берегу Волги на месте старого Центрального стадиона, неподалеку от Мамаева кургана и монумента «Родина-мать зовет!» Предполагается, что арена, с одной стороны, гармонично впишется в историческую панораму города, а с другой, станет одним из объектов, формирующих современное лицо Волгограда. За тем, чтобы внешний вид стадиона соответствовал проекту, лично следит губернатор Волгоградской области. Еще один отголосок героической истории района – работы, которые были произведены перед началом строительства.

«На первом этапе мы провели проверку всей территории на наличие взрывоопасных предметов. Ведь здесь проходили ожесточенные бои. Специальная команда саперов нашла более 280 единиц боеприпасов, останки двух человек, – вспоминает Камин. – Извлечением занимались уже полиция и местный патриотический клуб».

Архитектурная особенность проекта – вантовая, подвешенная на тросах кровля. Подобных решений такого размера в России больше нет. Похожим образом сделана крыша на стадионе в Краснодаре, но он сам меньше.

 

1,6 тыс. человек – пиковое количество рабочих на каждом из стадионов

 

Кстати, именно вантовая система стала одним из пунктов оптимизации бюджета строительства. Впрочем, как признался Величко, «все, что мы соптимизировали на металле, сожрала разница курсов». Но главное – проект остался в бюджете, в том числе и потому, что многие импортные закупки удалось оплатить заранее.

«Мы добиваемся высокого качества поверхности бетона, чтобы в дальнейшем сократить расходы материалов на отделку, – рассказал еще об одном приеме оптимизации Камин. – Отделочные работы – это не такая большая часть общего бюджета, 1518%, но все же».

Материалы в строительстве используются почти полностью российские – от бетона и металла до отделки. Сложнее будет со слаботочными системами автоматизации, передачи данных, безопасности. Помогает снизить стоимость работа с филиалами зарубежных фирм, ведущими сборку на территории России. А, к примеру, импортные поставщики лифтового оборудования готовы предоставлять скидки, чтобы войти в проект.

Нижний Новгород

У стадиона в Нижнем Новгороде есть немало общего с волгоградской ареной. Он тоже расположен на берегу Волги (а точнее – на стрелке Волги и Оки), рядом с историческим памятником (собором Александра Невского), и будет сдан в конце 2017 года (в декабре). И здесь тоже часть работ идет с опережением графика.

 

180 тыс. м2 – объем монолитных работ на стадионе «Нижний Новгород»

 

В монолитном исполнении стадион готов на 90%, начат первый этап монтажа металлоконструкций – создание так называемого опорного кольца, готовятся инженерные сети, а внутриплощадочные сети, которые по плану должны быть организованы в 2017-м, готовы уже на 85%.

Есть у «Волгоград Арены» и своя конструктивная особенность – металлоконструкции покрытия.

«По сути, они опираются на два «силовых пояса» из колонн – 44 круглых, на которые приходится основная нагрузка, и 88 треугольных, формирующих архитектурный облик. Лить такие колонны очень сложно, учитывая, что высота каждой – более 40 метров», – объясняет директор реализации проекта Сергей Пичушкин.

На этих же металлоконструкциях было проведено эффективное импортозамещение – сменив вид соединений, удалось отказаться от импортных поставок. Так же, как и Волгограде, при выборе оборудования и материалов для отделки предпочтение отдается российским производителям. В том числе это помогло оптимизации бюджета.

«Никто нам сметную стоимость не увеличит, но мы этого и не просим», – резюмирует Пичушкин.

Работу директоров строек Вячеслав Величко выделяет особо. По его мнению, сильный лидер проекта – одна из главных составляющих успеха.

«Самое главное – умение человека выстроить вверенный ему коллектив, – говорит Величко. – Сразу видно, когда собирается мощный кулак – интеллектуальный, сильный инженерный состав. Да, итог работы зависит от каждого, но от руководителя – в первую очередь. Подчиненные и подрядчики сразу видят, поверхностный ты человек или разбираешься, просто задницу свою прикрываешь или лезешь в гущу работы. И относятся соответственно. А когда ты вместе с коллективом, то вы друг друга понимаете по едва заметному движению, по полутону. Тогда и работа идет слаженно».

Инфографика.Распределение ролей в проектной деятельности организации (Схемы из книги  «Практика управления строительными проектами» (авторы — В. Величко,  И. Забабурина, Г. Попков)

Источник журнал "СБК. Спорт Бизнес Консалтинг" № 4 (26) октябрь 2016 года

Также вставьте непосредственно после открывающего тега следующий фрагмент: