Китайские футбольные миллионы

07.11.2016 | Статьи | Футбол | Инвестиции и финансы | Китай, Европа, Англия
Одно из последних супердорогих приобретений чемпионата Китая – тренер Андре Виллаш-Боаш (справа)

Профессор политической экономики Университета Модены и Реджо-Эмилии Джан Паоло Казелли проанализировал трансферно-футбольный бум в Китае с макроэкономической и исторической точек зрения

Около десяти лет иностранное финансирование в европейский футбол поступает в основном с востока: Россия, Ближний Восток, Азия. В последние годы инициативу перехватывает Китай. Это один из аспектов общего сдвига мировой экономической оси. Как рассчитал Дани Куах, профессор Лондонской экономической школы, центр тяжести мировой экономии очень быстро смещается на восток.

Ближний Восток и Азия обладают мощными финансовыми возможностями. Богатые арабские и китайские инвесторы меняют европейскую футбольную структуру и имеют широкие политические интересы.

Новая экономическая структура

Изменение экономической структуры европейского футбола началось в 1990-е. Его предопределили три фактора: интерес крупных телекомпаний, «дело Босмана», открывшее рынок труда футболистов, и приток в футбол большего финансирования — сначала в виде спонсорства, а затем и путем владения клубами. Радикально поменялась финансовая структура футбольных клубов. Если раньше основным источником доходов были билеты на матчи, то с этого момента доходы от спонсоров становятся доминирующими.

Все самые щедрые спонсоры, богатые клубы и эффективные лиги европейского футбола

Изменения привели к увеличению разрыва между богатыми и бедными клубами, что негативно сказывается на конкурентоспособности команд, не принадлежащих к топ-группе. Победа «Лестера» в прошлом сезоне английской премьер-лиги стала приятным сюрпризом, но он не отменяет расклада сил в целом.


Болельщики «Манчестер Юнайтед» выступают против иностранных владельцев клуба. Фото: Manchester EveningNews

Рейтинг клубов с самыми большими доходами по итогам сезона-2015/16 возглавляют «Реал Мадрид» и «Барселона», но половину мест в первой десятке занимают английские клубы. Их большие возможности во многом обусловлены иностранным финансированием, в основном из арабских стран. 13 из 20 команд АПЛ не принадлежат англичанам. Старая английская пословица гласит: «Rules Britannia, Britannia rules the waves», но на самом деле Британия сейчас не управляет не только волнами в своем море, но и даже национальным футболом.

Старая английская пословица гласит: «Rules Britannia, Britannia rules the waves», но на самом деле Британия сейчас не управляет не только волнами в своем море, но и даже национальным футболом

В то же время общий объем спонсорских инвестиций компаний из Катара и ОАЭ в клубы в последние шесть лет вырос с $26,5 млн до $160 млн. Цель таких больших инвестиций — создание положительного образа региона. Эти страны не имеют достаточного развитых политических институтов, способных решить подобную задачу, а большие спортивные соревнования всегда привлекают много внимания. Достаточно вспомнить широкое обсуждение получения Катаром права провести чемпионат мира 2022 года. Это тоже часть большой работы по улучшению имиджа.

Китайская волна

В сентябре 2016 года Китай занимал 78-е место в рейтинге сборных ФИФА, расположившись между государствами Сент-Китс и Невис и Гватемала. Большие деньги пришли в китайский футбол перед ЧМ-2002. Примером может служить 50-миллионный в фунтах контракт Дэвида Бэкхема, который в 2013 году согласился на пять лет стать футбольным послом Китая. В это же время началась покупка игроков — сначала среднего уровня, а теперь уже и звезд. Интерес талантливых спортсменов к переезду легко объясним, если помнить о суммах предлагаемых им контрактов.


Бразильцы Рамирес (слева) и Алекс Тейшейра обошлись китайскому клубу «Цзянсу Сунин» в 78 млн евро

С одной стороны, огромные средства в европейский футбол вкладывают такие китайские предприниматели, как Джек Ма (Alibaba), Ван Цзяньлинь (Wanda) и Чжан Цзиньдун (Suning). С другой, местный чемпионат стал получать серьезные средства от телевидения. Права на прямые трансляции в 2016 году обошлись CCTV в 1,3 млрд долларов, в то время как годом ранее они стоили всего 7,6 млн.

Обзор ТВ-рынка футбола в Китае

Все это часть программы китайского правительства по росту спортивной индустрии в целом. Одна из целей — принять чемпионат мира по футболу 2026 года. Министерство образования Китая решило построить 20 тыс. футбольных школ до 2017 года и увеличить это число до 50 тыс. к 2025-му. Всего же в плане, представленном Китайской футбольной ассоциацией, 50 пунктов.

Футбольную активность правительства и предпринимателей следует рассматривать как часть процесса модернизации экономики и общества Китая в целом, направленного на преодоление так называемого «большого расхождения»

Строя футбольную индустрию уровня традиционных европейских лидеров, Китай преследует не только спортивные, но и внутриполитические цели. Местное правительство рассчитывает, что вокруг национального чемпионата высокого уровня может вырасти бизнес и средний класс. Китай использует футбол и во внешней политической и экономической деятельности. К примеру, четыре стадиона в рамках подготовки Анголы к Кубку африканских наций 2010 года были построены с китайским участием. А сегодня Ангола является вторым поставщиком нефти в Китае.

100 млн долларов в китайское регби. Все об удивительной инвестиции Alibaba

Вообще футбольную активность правительства и предпринимателей следует рассматривать как часть процесса модернизации экономики и общества Китая в целом, направленного на преодоление так называемого «большого расхождения». В конце XVIII века Китай имел такие же возможности развития, как Англия и многие страны Европы, но в итоге отстал от них, пережив два тяжелых кризиса. Нынешний Китай хочет справиться с расхождением и вернуться в высшие круги мирового общества. Футбол является частью этого большого проекта. Смещение футбольного центра тяжести на Восток также будет означать уменьшение важности старой Европы.

Материал опубликован в журнале «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» № 4 (26), октябрь 2016

Похожие статьи

Также вставьте непосредственно после открывающего тега следующий фрагмент: